Rambler's Top100 Google+

Федеральные арбитражные суды
Российской Федерации


Федеральные целевые программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1406 г. Москва О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2013-2020 годы

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы».

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу, утвержденную настоящим постановлением, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев


Федеральная целевая программа
"Развитие судебной системы России"
на 2013-2020 годы

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к судебной системе.

Судебная система как механизм государственной защиты имеет большое значение в любом правовом государстве. Исполняя роль общественного арбитра, она защищает одновременно все сферы деятельности, регулируемые правом. Система судебных органов обеспечивает незыблемость основ конституционного строя, охраняя правопорядок, единство экономического пространства, имущественные и неимущественные права граждан и юридических лиц, а также гарантирует свободу экономической деятельности.

Российская Федерация в соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации провозглашена правовым государством.

Правовое государство характеризуется в том числе самостоятельной и независимой судебной системой, эффективно обеспечивающей защиту интересов государства, прав и интересов граждан и юридических лиц.

Создание благоприятного инвестиционного климата в нашей стране напрямую связано с эффективностью судебной системы. Немаловажным фактором привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации является развитие судебной системы, которая могла бы эффективным образом исполнять свои полномочия и обеспечивать должную защиту прав и интересов сторон.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, для повышения эффективности политико-правовых институтов и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации необходимо решение следующих проблем:

защита частной собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности является одним из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти;

проведение судебной реформы, обеспечивающей действенность и справедливость принимаемых судом решений;

создание условий, при которых российским компаниям было бы выгодно оставаться в российской юрисдикции (а не регистрироваться в оффшорах) и использовать для разрешения споров, в том числе споров по вопросам собственности, российскую судебную систему;

борьба с коррупцией;

существенное улучшение доступа к информации о деятельности государственных органов;

кадровое обеспечение эффективного выполнения государственных функций и реализации государственных социальных гарантий.

Задачи, поставленные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, являются основополагающими для развития судебной системы России.

В настоящее время существует ряд проблем, связанных с качеством правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неудовлетворительной работой судов, неэффективным исполнением судебных актов, отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия и др.

В этой связи требуется скорейшее внедрение в судебную систему, систему принудительного исполнения судебных актов и судебно-экспертную деятельность современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к их развитию, а также улучшить качество и сроки осуществления правосудия, качество и оперативность проводимых судебно-экспертными учреждениями экспертиз и обеспечить эффективное исполнение судебных решений.

В целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» необходимо внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих совершенствование административного судопроизводства и направленных на повышение доступности правосудия для граждан, организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами государственной власти Российской Федерации, обеспечение права общественных объединений обращаться в суды общей юрисдикции или арбитражные суды в защиту интересов граждан, а также на уточнение подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов по экономическим делам в целях исключения возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования.

Реализация предлагаемых изменений в законодательство Российской Федерации, а также мероприятий, направленных на развитие судебной системы России, определенных Президентом Российской Федерации в качестве основных, в частности совершенствование системы размещения судебных решений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечение доступа к этим решениям, потребует значительного укрепления материально-технической базы органов судебной власти.

Реализация мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» (далее - Программа) по созданию мобильного правосудия, электронного правосудия, внедрению программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществлению сканирования всех поступающих в суды документов, а также формирование электронных дел и формирование электронного архива судебных дел позволят обеспечить доступ граждан к правосудию, качественную и эффективную работу судов.

Важнейшим фактором обеспечения доступа к правосудию являются создание необходимых условий для осуществления правосудия, то есть размещение федеральных судов в зданиях, отвечающих современным требованиям осуществления правосудия по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, а также обеспечение возможности:

участия граждан в проведении открытых судебных заседаний;

проведения закрытых судебных заседаний;

участия в судебных заседаниях подсудимых, обвинителей, защитников, потерпевших, свидетелей и других участников судебного процесса;

тайны совещаний судей, присяжных заседателей и арбитражных заседателей;

допроса свидетелей в условиях, обеспечивающих их безопасность;

воспроизведения фото-, кино-, аудио- и видеоматериалов в процессе судебного заседания;

надлежащего размещения судей и аппарата суда в служебных помещениях;

надлежащего временного содержания подсудимых и исполнения обязанностей конвойной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствующих помещениях судов при рассмотрении уголовных дел;

надлежащего исполнения обязанностей работниками Федеральной службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

хранения и осмотра вещественных доказательств;

ознакомления с материалами дел для прокуроров, адвокатов и иных участников судебных процессов под контролем работников аппарата суда;

архивного хранения текущих и законченных производством судебных дел;

организации работы с юридической литературой;

получения и обмена информацией с использованием современных электронных средств связи общего пользования.

В этой связи осуществление мероприятий по строительству, реконструкции и приобретению зданий судов, а также обеспечение зданий судов средствами безопасности и охраны являются по-прежнему актуальными.

Вместе с тем одной из нерешенных остается проблема необоснованно длительных сроков судопроизводства. Ее решение напрямую связано с минимизацией сроков производства судебных экспертиз, результаты которых активно используются в целях установления обстоятельств по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

В этой связи в рамках Программы предполагается реализовать мероприятия по созданию условий для осуществления качественных экспертиз государственными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации, которые являются независимой структурой государственных судебных экспертов, не подчиненной органам дознания и следствия, свободной от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, и имеют на сегодняшний день наиболее полную нормативную правовую базу по судебной экспертизе.

Вместе с тем возможности государственной судебно-экспертной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации ограничены бюджетным финансированием, сегодня они уже практически исчерпаны и не соответствуют в полной мере возросшим потребностям судов в производстве экспертиз, в первую очередь строительно-технических, автотехнических и автооценочных, финансово-экономических, товароведческих, экологических, лингвистических, психологических, компьютерно-технических и почерковедческих экспертиз.

Реализация мероприятий Программы по созданию условий для осуществления качественных экспертиз судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации и внедрению в судебно-экспертную деятельность современных информационных технологий, а также оснащение учреждений современной приборной базой позволят улучшить качество осуществляемых экспертиз и сократить сроки их производства, что повлияет на сокращение сроков судопроизводства.

Одним из основных аспектов качества правосудия является исполнение судебного акта в разумный срок.

Внедрение современных технологий в систему исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, создание необходимых условий для эффективного осуществления принудительного исполнения судебных актов будут способствовать построению эффективной системы исполнительного производства, повышению открытости и доступности системы принудительного исполнения.

Обеспечение доступа граждан к правосудию и обеспечение его максимальной открытости и прозрачности, а также реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений являются основными направлениями дальнейшего развития судебной системы.

Эффективность решения проблем в деятельности судебной системы программно-целевыми методами подтверждается положительным опытом реализации федеральных целевых программ «Развитие судебной системы России» на 2002 - 2006 годы и «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2012 годы. В этой связи использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для дальнейшего развития существующей судебной системы с целью обеспечения ее соответствия требованиям правового государства.

На современном этапе судебная система функционирует в условиях осуществления в государстве интенсивных социально-экономических процессов и реформ, что ставит новые задачи и определяет необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности.
В связи с этим необходимы серьезная государственная поддержка и применение программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов.

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с развитием судебной системы и системы исполнения судебных решений, программно-целевым методом обусловлена объективными причинами, в том числе:

значением эффективной работы органов правосудия для построения правового государства;

тесной взаимосвязью процессов социально-экономического развития общества и сферы правосудия;

сложностью организационной структуры судебной системы, особыми требованиями к ее формированию и функционированию.

Использование программно-целевого метода позволит создать условия и предпосылки для максимально эффективного использования финансовых ресурсов в соответствии с приоритетами государственной политики в области развития правосудия.

С учетом изложенного с целью обеспечения преемственности Программы и федеральных целевых программ, реализованных в предшествующие периоды, использование в 2013 - 2020 годах программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для качественного обновления и создания в Российской Федерации системы правосудия, адекватной требованиям правового государства.

Для выбора вариантов решения проблем, стоящих перед судебной системой, были рассмотрены и проанализированы 2 сценария формирования и реализации Программы, предусматривающие различную степень охвата программными мероприятиями решаемых задач.

Первый сценарий (реалистичный) опирается на подходы, которые были разработаны в федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2012 годы, и является логическим ее продолжением. Финансовое обоснование сценария сводится к решению комплекса текущих задач и мероприятий за 8 лет, к которым добавляются новые мероприятия, обусловленные современными потребностями развития судебной системы.

Второй сценарий (оптимистичный) исходит из необходимости достижения тех же стратегических целей и решения задач Программы, но за 5 лет и за больший объем средств федерального бюджета.

Анализ преимуществ и недостатков различных вариантов реализации Программы и ее финансового обеспечения выявил целесообразность выбора первого сценария, предполагающего меньший объем затрат на реализацию мероприятий Программы в течение 8 лет при сохранении высоких показателей эффективности Программы.

Основным риском, связанным с использованием программно-целевого метода решения проблемы, является недостаточность финансирования Программы за счет средств федерального бюджета, обусловленная инфляционными процессами.

Вместе с тем в целях реализации программно-целевым методом комплекса мероприятий по совершенствованию и развитию судебной системы предусматривается формирование централизованных механизмов их координации, а также системы индикаторов и показателей изменений в сфере правосудия, что должно обеспечить контроль за реализацией мероприятий, а также свести риск наступления негативных последствий от реализации Программы к минимуму.

II. Цели и основные задачи Программы, срок ее реализации, целевые индикаторы и показатели

Целями Программы являются повышение качества осуществления правосудия и совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Для достижения указанных целей должны быть решены следующие задачи:

обеспечение открытости и доступности правосудия;

создание необходимых условий для осуществления правосудия;

обеспечение независимости судебной власти;

построение эффективной системы исполнительного производства, повышение открытости и доступности системы принудительного исполнения;

модернизация судебно-экспертной деятельности, осуществляемой государственными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации.

В рамках реализации Программы предусматривается выполнение комплекса мероприятий по следующим направлениям:

информатизация судебной системы и внедрение современных информационных технологий в деятельность судебной системы;

строительство, реконструкция и приобретение зданий судов, Федеральной службы судебных приставов и государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации;

оснащение зданий судов техническими средствами и системами обеспечения безопасности, а также обеспечение судей мобильными устройствами тревожной сигнализации, действующей вне зданий судов;

внедрение современных информационных технологий в сфере судебно-экспертной деятельности, включая укрепление их материально-технической базы и оснащение лабораторий судебной экспертизы современной приборной базой;

внедрение современных технологий в систему исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, включая создание единой автоматизированной информационной системы Федеральной службы судебных приставов и электронного архива для хранения электронных документов с целью перехода на принудительное исполнение в электронном виде;

обеспечение судей жилыми помещениями, предоставление работникам аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных органов субсидий на приобретение жилых помещений.

Реализация Программы предусматривается в 2013 - 2020 годах.

Срок реализации Программы является необходимым и достаточным для получения ощутимых общественно значимых результатов, связанных с достижением поставленных ею основных целей и задач по обеспечению открытости и прозрачности правосудия, повышению эффективности и качества рассмотрения дел, созданию необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечению доступности правосудия, обеспечению независимости судей, повышению уровня исполнения судебных решений и развитию системы государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.

В Программе предусматривается реализация комплекса скоординированных мероприятий по приоритетным направлениям развития судебной власти и государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, в связи с чем этапы ее реализации не выделяются.

Целевые индикаторы и показатели реализации Программы (нарастающим итогом) приведены в приложении № 1. Методика расчета целевых индикаторов и показателей Программы приведена в приложении № 2.

III. Мероприятия Программы

Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения следующих взаимосвязанных мероприятий Программы.

По направлению, касающемуся капитальных вложений, в целях создания необходимых условий для осуществления правосудия, исполнения судебных решений и судебно-экспертной деятельности в рамках Программы будут осуществляться строительство, реконструкция и приобретение зданий арбитражных судов и судов общей юрисдикции, Федеральной службы судебных приставов и государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.

За время реализации Программы предполагается ввести в действие 92 здания федеральных судов общей юрисдикции и управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и 11 зданий арбитражных судов, 8 зданий государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, 22 административных здания управлений Федеральной службы судебных приставов в субъектах Российской Федерации.

Перечни строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Программы, по государственным заказчикам Программы приведены в приложениях № 3 - 6.

В рамках Программы также планируется осуществление мероприятий по обеспечению до 700 судей жилыми помещениями, что позволит реализовать государственные социальные гарантии, закрепленные статьей 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Информатизация судебной системы и внедрение современных информационных технологий в деятельность судебной системы по направлению, касающемуся прочих нужд, обеспечит повышение эффективности деятельности всей судебной системы Российской Федерации.

Внедрение автоматизированных систем в деятельность органов судебной власти приведет к значительному сокращению нарушений процессуальных сроков рассмотрения дел и споров, сокращению количества незавершенных дел, обеспечит удобный и быстрый доступ к информации и повысит качество и эффективность работы аппаратов судов.

В рамках реализации мероприятий Программы по информатизации судебной системы должны быть обеспечены:

открытость и доступность для граждан информации о деятельности судов Российской Федерации;

предоставление возможности гражданам использовать информационные технологии как при получении информации о деятельности судов Российской Федерации, так и на каждом этапе судебного процесса, начиная с даты обращения в суд до окончания судебного процесса;

снижение нагрузки на судей и работников аппаратов судов посредством оптимизации деятельности судебного делопроизводства и деятельности судов Российской Федерации по отправлению правосудия.

В частности, в целях развития информационно-коммуникационных технологий в Верховном Суде Российской Федерации и судах общей юрисдикции в рамках Программы предполагается осуществление следующих мероприятий:

создание современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства Верховного Суда Российской Федерации и федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также обеспечение высокого уровня ее доступности, эффективности взаимодействия с гражданами и организациями за счет развития и внедрения программно-технических решений государственной автоматизированной системы «Правосудие» в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

создание комплекса сканирования и хранения электронных образов судебных документов, а также проведение работ по переводу судебных архивов в электронный вид;

создание условий для электронного судопроизводства, предусматривающего упрощение процедур подачи в суд исковых заявлений, жалоб в электронном виде, получения копий документов и ознакомления с материалами дела;

создание технических условий для обеспечения взаимодействия судов общей юрисдикции с информационными системами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний и других ведомств в электронном виде;

оснащение судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации программным обеспечением и ключевыми носителями для ведения электронного документооборота с применением электронной подписи;

оснащение федеральных судов общей юрисдикции комплектами оборудования для допроса потерпевших и свидетелей без возможности их визуального наблюдения;

повышение качества работы судов (быстрое и качественное разрешение судебных дел), повышение открытости, доступности и прозрачности деятельности судов, судебных органов и органов судейского сообщества на основе информационно-коммуникационных технологий за счет применения систем видео- и аудиопротоколирования хода судебных заседаний, программно-технических средств оцифровки документов и оборудования видео-конференц-связи.

По итогам реализации указанных мероприятий предполагается 1250 зданий федеральных судов общей юрисдикции оснастить системами видеопротоколирования хода судебных заседаний, 10600 залов судебных заседаний федеральных судов общей юрисдикции - системами аудиопротоколирования хода судебных заседаний, 95 процентов федеральных судов общей юрисдикции - комплектами видео-конференц-связи.

В целях развития информационных технологий в арбитражной системе предполагается реализация следующих мероприятий:

создание «облачной» вычислительной архитектуры, которая позволит максимально эффективно, надежно и безопасно использовать технологии и специализированное «облачное» программное обеспечение для автоматизации судебного и общего делопроизводства, что в дальнейшем существенно сократит затраты на развертывание, поддержку и модернизацию программного обеспечения. В рамках этого мероприятия планируется разработка единой «облачной» системы автоматизации судопроизводства и электронного документооборота, создание главного центра обработки данных Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на базе арбитражных судов Московского региона, а также создание 10 центров обработки данных в федеральных арбитражных судах округов. Решение этих задач позволит реализовать возможность удаленного доступа как со стороны судов, так и со стороны участников судебных процессов из любой точки страны и мира и с любого устройства, в том числе мобильного;

расширение возможностей использования мобильных устройств в качестве доступа к информационным ресурсам, программным комплексам и базам данных арбитражных судов Российской Федерации посредством использования «облачных» технологий для судей и работников аппарата судов - мобильного правосудия;

создание системы персональной видео-конференц-связи судей арбитражных судов Российской Федерации, в частности внедрение программно-аппаратного комплекса видео-конференц-связи судей арбитражных судов, оборудование залов судебных заседаний видеокамерами купольного типа и создание системы хранения видеозаписи всех судебных заседаний;

развитие электронного правосудия и интеграция с информационными системами органов государственной власти;

создание в арбитражных судах специализированных правовых электронных библиотек;

создание мобильных подвижных офисов судей с применением видео-конференц-связи для проведения выездных заседаний в географически удаленных населенных пунктах страны, расширив тем самым функциональную возможность отправления правосудия. Подобные офисы сделают правосудие более открытым и доступным. В качестве технической базы предполагается использование специального пассажирского микроавтобуса с расширенными функциональными возможностями;

организация входного сканирования всех поступающих в арбитражные суды документов и формирование электронных дел (пилотный проект «Электронное дело»).

В целях информатизации Конституционного Суда Российской Федерации предполагается реализация следующих мероприятий:

создание комплексной электронной интегрированной информационно-аналитической системы обеспечения конституционного судопроизводства, что даст возможность повысить качество решений за счет увеличения скорости охвата предметного поля правового исследования и соответствующего сокращения сроков рассмотрения обращений с сохранением непротиворечивости общего массива решений;

создание системы мобильного правосудия, обеспечивающего непрерывный (24 × 7) доступ к информационным системам судей и сотрудников Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, а также участие сторон в слушаниях по делу;

создание электронного механизма взаимодействия с заявителями при подаче обращений с возможностью интеграции с инструментами межсудебного и межведомственного взаимодействия, что значительно облегчит подачу обращений в Конституционный Суд Российской Федерации за счет реализации подачи обращения в электронном виде и др.

В рамках направления по оснащению зданий судов техническими средствами и системами обеспечения безопасности и по обеспечению судей мобильными устройствами тревожной сигнализации, действующей вне зданий судов, планируется оснастить здания федеральных судов техническими средствами охраны, в частности турникетами, охранно-пожарной сигнализацией, системами автоматического пожаротушения, системами тревожной сигнализации, системами видеонаблюдения, обеспечивающими возможность наблюдения и фиксации обстановки внутри зданий судов и на прилегающей территории, средствами обнаружения взрывчатых и отравляющих веществ, шлюзовыми кабинами досмотра персонала и посетителей, рентгенотелевизионными установками для досмотра ручной клади посетителей суда и др.

Направление по внедрению современных информационных технологий в сфере судебно-экспертной деятельности, включая укрепление материально-технической базы государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации и оснащение лабораторий судебной экспертизы современной приборной базой, является одним из приоритетных направлений.

В целях повышения уровня оперативности проведения судебных экспертиз необходимо обеспечить создание и ведение единого федерального банка данных судебных экспертиз и экспертных организаций. Для решения этой задачи предполагается осуществление следующих мероприятий:

создание специализированного федерального центра обработки данных в федеральном бюджетном учреждении Российском федеральном центре судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, а также региональных центров обработки данных;

внедрение компонентов автоматизированной системы в судебно-экспертных учреждениях и их подразделениях, создание ведомственного удостоверяющего центра для возможности применения электронной цифровой подписи и др.

В процессе реализации Программы планируется создание 2170 автоматизированных рабочих мест, интегрированных в единую информационную сеть. Таким образом, будет налажен коммуникационный обмен данными всего экспертного и административно-управленческого состава государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.

Судебная экспертиза относится к наукоемким видам деятельности. В процессе реализации Программы планируется оснащение государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации оборудованием, позволяющим решать новые экспертные задачи, включая проведение экспертиз по делам экстремистской направленности, развитие компьютерно-технической экспертизы и оснащение учреждений передвижными криминалистическими лабораториями.

Направление по внедрению современных технологий в систему исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также по созданию телекоммуникационной инфраструктуры Федеральной службы судебных приставов позволит повысить прозрачность и доступность системы принудительного исполнения для сторон исполнительного производства, уровень оперативности действий должностных лиц государства в ходе исполнения требований исполнительных документов, что приведет к улучшению принудительного исполнения судебных актов.

Для этого в рамках Программы предполагается осуществление следующих мероприятий:

создание электронного архива для хранения электронных документов с целью перехода на принудительное исполнение в электронном виде;

создание вычислительной инфраструктуры банка данных исполнительных производств регионального уровня, объединенной общей средой мониторинга и репликации данных в каждый территориальный орган Федеральной службы судебных приставов;

создание систем телефонии и видео-конференц-связи, построенных на базе телекоммуникационной системы, объединяющей все 2,6 тыс. объектов территориальных органов Федеральной службы судебных приставов;

обеспечение информационной безопасности телекоммуникационной инфраструктуры Федеральной службы судебных приставов и др.

Кроме того, в рамках направления, касающегося прочих нужд, предусматриваются мероприятия по предоставлению более 1500 работникам аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных органов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, субсидий на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Перечень мероприятий Программы приведен в приложении № 7.

IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Согласно статье 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета, обеспечивая возможность полного и независимого осуществления правосудия.

Программа реализуется только за счет средств федерального бюджета.

Общий объем финансирования Программы составляет 90559,33 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

капитальные вложения - 68400,81 млн. рублей;

прочие нужды - 22158,52 млн. рублей.

Объемы финансирования Программы приведены в приложении № 8.

Распределение объемов финансирования подлежит уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на соответствующие годы.

V. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков Программы

Руководителем Программы является Министр экономического развития Российской Федерации, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы.

Министерство экономического развития Российской Федерации как государственный заказчик - координатор Программы в ходе ее выполнения:

ежеквартально подготавливает доклад о ходе реализации Программы, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств по установленной форме;

обеспечивает координацию работы с государственными заказчиками Программы по ее реализации;

осуществляет анализ хода реализации Программы и разработку предложений по повышению эффективности реализации ее мероприятий;

подготавливает предложения о корректировке Программы и продлении либо прекращении срока ее реализации (в случае необходимости);

определяет процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга хода реализации Программы, ее мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей;

выполняет функции государственного заказчика Программы в пределах своих полномочий и сферы ответственности;

осуществляет ежегодный мониторинг реализации Программы и оценки деятельности органов правосудия физическими и юридическими лицами.

Государственные заказчики Программы:

разрабатывают в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, а также локальные акты, необходимые для выполнения Программы;

осуществляют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;

готовят доклады о ходе реализации Программы, представляют государственному заказчику - координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации ее мероприятий;

готовят в случае необходимости в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год и уточняют затраты на осуществление мероприятий Программы, а также механизм ее реализации;

осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы в пределах своей компетенции;

организуют размещение информации (в том числе в электронном виде) о ходе и результатах реализации Программы и финансировании ее мероприятий;

обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;

в установленные сроки в случае необходимости разрабатывают предложения о внесении изменений в Программу.

VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы

Особенность Программы заключается в том, что важнейшие результаты реализации ее мероприятий выражаются в отложенном по времени социальном эффекте.

Выполнение мероприятий Программы будет способствовать реализации таких стратегических целей Российской Федерации, как создание необходимой среды для инновационного социально ориентированного типа развития, развитие политико-правовых институтов, нацеленных на обеспечение гражданских и политических прав граждан и исполнение законодательства Российской Федерации, а также на защиту базовых прав, включая неприкосновенность личности и собственности и независимость суда.

Предполагается в рамках реализации мероприятий Программы в части повышения эффективности политико-правовых институтов решить следующие задачи:

обеспечение действенной защиты прав и законных интересов граждан и формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности является одним из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти;

создание условий, при которых российским компаниям было бы выгодно оставаться в российской юрисдикции и использовать для разрешения споров, в том числе споров по вопросам собственности, российскую судебную систему;

существенное улучшение доступа граждан к правосудию, в том числе с использованием современных технологий, и к информации о деятельности судебной системы;

повышение эффективности и устойчивости функционирования финансовых рынков и создание условий для формирования в России международного финансового центра.

В результате выполнения мероприятий Программы предполагается значительное повышение качества правосудия и эффективности рассмотрения судебных споров, обеспечение доступности и открытости правосудия, формирование стабильной и единообразной судебной практики, повышение авторитета судебной власти, создание условий для конкурентоспособности российской судебной системы в международном сообществе, обеспечение независимости судебной системы и повышение привлекательности государственной гражданской службы в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также повышение качества исполнения судебных актов и качества проводимых судебных экспертиз.

В Программе предполагается использовать систему индикаторов и показателей, характеризующих результаты реализации мероприятий Программы.

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется государственными заказчиками Программы и государственным заказчиком - координатором Программы.

Целевые индикаторы и показатели, характеризующие текущие и конечные результаты реализации Программы и определяющие ее социально-экономическую эффективность, приведены в приложении № 1 к Программе.

Эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых индикаторов и показателей, утвержденных Программой. Методика оценки эффективности реализации Программы приведена в приложении № 9.

Внимание! Настоящий документ имеет приложения.

Паспорт федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» (PDF)

Приложение N 1 "Целевые индикаторы и показатели реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» (нарастающим итогом)" (PDF)

Приложение N 2 "Методика расчета целевых индикаторов и показателей федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» (PDF)

Приложение N 3 "Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых в 2013 - 2020 годах за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» по Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации" (PDF)

Приложение N 7 "Перечень мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» (PDF)

Приложение N 9 "Методика оценки эффективности реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» (PDF)

Отчет о ходе реализации Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» (PDF)

Архив

Разделы

Основные разделы


Rambler's Top100 TopList